от одного до трех месяцев

Что понадобится:
- Аудиокасеты с музыкой, адаптированной для малышей
- Погремушки, одевающиеся на ручку или ножку
- Легкие погремушки
- Растяжка в коляску
- Мобиль
- Гимнастический мяч для массажа
- Крупная игрушка желтого или красного цвета
- Турничок и игрушки к нему (чем больше тем лучше)
- Черно-белые нарисованные картинки

Игры в памперсах

Как тебя зовут?
Возьмите ребенка на руки или наклонитесь над ним так, чтобы ваше лицо было на расстоянии 20-25 см. позовите малыша по имени несколько раз, чтобы привлечь его внимание. Когда вам это удастся порадуйтесь и похвалите ребенка.

Глаза в глаза
Возьмите ребенка на руки на расстоянии 20-25 см от своего лица. Посмотрите малышу в глазки и привлеките его внимание, разговаривайте с ним нараспев, улыбайтесь. Когда вы увидите ответную реакцию , радостно поддержите его и сделайте короткую паузу, чтобы создать двусторонний ритм общения. Снова поговорите с ним.

Строим рожицы
Возьмите малыша на руки и изобразите на лице разные эмоциональные состояния, сопровождая их словесным описанием «Мамочка смеется», мамочка хмурится»…

Мобильные игрища
Повесьте мобиль над кроваткой малыша или игрушку на веревочке на расстоянии 20-25 см. Легонько качните игрушку и позовите малыша. Когда взгляд ребенка остановится на мобиле, похвалите его.

Найди погремушку
Погремите погремушкой на расстоянии 20-25см от глаз ребенка. Позовите малыша. Когда он заметит игрушку, похвалите его и порадуйтесь вместе с ним.

Следи за игрушкой
Убедитесь, что ребенок видит игрушку. Медленно водите ей из стороны в сторону, побуждая ребенка следить глазами за игрушкой. Похвалите малыша.

Черно-белые картинки
Поставьте одну картинку напротив малыша на расстоянии 20-25 см, тихонько пощелкайте пальцами рядом с картинкой, когда малыш заметит ее, объясните ему что на ней нарисовано. Когда ребенок перестанет смотреть на картинку – поменяйте ее на другую.

Танцы
Танцуйте с рождения с ребенком на руках под приятную музыку.

Выпрямляем ножки
Когда малыш лежит на спине, аккуратно разогните его ножки. Потом согните их несколько раз в коленях, чтобы они расслабились. То же самое проделайте с ручками.

Слушаем музыку
Выберите спокойное время, когда ребенок сытый и не уставший, устроившись поудобнее слушайте музыку вместе. Начинайте с рождения и никогда не прекращайте!

Найди откуда звук
Положите малыша в кроватку и погремите погремушкой с одной стороны. Убедитесь что ребенок заметил откуда идет звук, после чего погремите с другой стороны. Это научит малыша поворачивать головку на звук.

Лоскутки
Вкладывайте ребенку в ручки лоскутки разных тканей, чтобы он мог их потрогать, можно сшить колбаски или колечки из тканей и наполнить их крупой (убедитесь, что все швы прочные и ничего не вывалиться из вашего творения).

Кто там?
Подойдите с ребенком к большому зеркалу. Постучите по зеркалу привлекая внимание малыша, можно выучить какой-нибудь стишок, улыбнитесь. Постепенно малыш привыкнет к своему отражению.

Топаем ножками
Положите малыша на колени на спинку, ножками к себе. Постукивайте его ножками по своему животу, приговаривая какой-нибудь стишок или попевку. Можно также сгибать и разгибать ручки малыша.

Далеко - близко
Возьмите яркую игрушку и привлеките внимание малыша к ней. Медленно удаляйте и приближайте игрушку.

Шезлонг
Можно сажать малыша в шезлонг, если он имеет положение лежа. Меняйте местоположение шезлонга и ставьте его так, чтобы ребенок мог наблюдать происходящее вокруг него. Разговаривайте с малышом, поясняйте, что вы делаете. Никогда не ставьте шезлонг на возвышение!

Гремелки-шумелки
Натяните поперек кровати веревку, напротив ручек малыша. Повесьте на нее игрушку так, чтобы малыш ручкой ее доставал. Покажите как она гремит. Со временем малыш будет задевать, а позже осознанно стучать по игрушке. Меняйте игрушки, по мере надобности. Вешайте их попеременно то над одной, то над другой ручкой. Позже можно будет повесить над ножками.

Шуршалки
Положите к ножкам малыша большой шуршащий пакет. Когда малыш будет двигать ножками, пакет будет шуршать. Не оставляйте ребенка играть одного!

Болтология
Малыши любят слоги. Поговорите с ним протяжно произнося звуки: тууууууу, пиииии, мууууууу, бааааа и др. Не забывайте повторять за малышом те звуки, которые произносит он.

от трех до шести месяцев
Что понадобится:
- Аудиокассеты с музыкой для малышей
- Погремушки, одевающиеся на ручку или на ножку
- Легкие погремушки
- Растяжка в коляску
- Мобиль гимнастический мяч для массажа
- Турничок и игрушки к нему (чем больше игрушек, тем лучше)
- Игрушка с мелодией и подвижными частями
- Резиновые игрушки
- Пищалки
- Неваляшка
- Безопасное зеркало
- Развивающий коврик
- Тряпочный мячик
- Кубики разной текстуры
- Кукла с крупными чертами лица
- Нарисованные рожицы, зверюшки и прочее
- Колечки и различные грызунки
- Книги для чтения со стихами
- Книжки-картинки с плотными страницами

Игры в памперсах

Изучаем кто там в зеркале.
Возьмите малыша на ручки, подойдите с ним к зеркалу так, чтобы он себя видел. Также купите ему безопасное зеркало для игр в кроватке или на коврике.

Посмотри и узнай
Постепенно перемещайте знакомую ребенку игрушку на расстоянии 60-70 см, убедившись, что ребенок следит за предметом, установите игрушку так, чтобы она зависла над ребенком. Так малыша учат фиксировать взгляд на неподвижном предмете. Как только внимание ребенка отвлекается от игрушки, вы опять приводите ее в движение колебательными или вращательными движениями с малой амплитудой. Зрительное сосредоточие на предмете возобновляется 2-3 раза.

Найди что звучит
Встряхните колокольчик (бубен и т.п.) на расстоянии метра от места, где лежит ребенок, убедитесь, что малыш повернул голову в сторону звука, потом звените ближе, дайте возможность рассмотреть колокольчик. Повторите с другой стороны. Ребенку нужно дать возможность не только рассмотреть колокольчик, но и захватить, а затем и притянуть его к себе. С этой целью колокольчик держат над малышом, приближая его то к одной, то к другой руке ребенка, осторожно касаясь его и побуждая к захватыванию игрушки.

Голышок с игрушкой
Разденьте малыша, возьмите его любимую мягкую игрушку (достаточно большую), посадите к ребенку на животик, помогите взять двумя ручками и пусть играет. Деткам нравится прикосновения меха к коже.

Пальчиковая гимнастика
Загибаем по очереди пальчики, щекочем ладошку, приговариваем потешку.

Схвати и потрогай
Поочередно вкладывайте в его руку предметы, отличающиеся друг от друга формой, цветом, весом, размером либо материалом.

Постучим
Дайте ребенку музыкальный инструмент и покажите, как можно постучать по нему кулачком и ладошкой.

Потряси и попинай
К лодыжке малыша привяжите ленточкой или шерстяной нитью погремушку и дайте ему вдоволь потрясти ножкой. Затем привяжите погремушку к другой ножке. Не оставляйте малыша с подобным украшением без вашего присмотра. Можно также положить в ногах ребенка большой надувной мяч, и пусть ваше чадо пинает его в свое удовольствие.

Развиваем пальчики
Возьмите несколько шерстяных ниток и свяжите их вместе, дайте в руки ребенка и слегка замотайте на пальцы. Малыш будет пытаться освободить ручку, при этом работая всеми пальчиками.
Игра требует контроля взрослых!

Прятки
Затем закройте платком лицо ребенка и удивитесь? "Где же малыш?" Сдерните платок: "Вот он!" Сначала ребенок будет немного ошарашен подобной игрой, но вскоре начнет весело хохотать при этих "пропажах" и "находках".

Коза рогатая
Это одна из самых древних игр. Вы понарошку пугаете ребенка, щекочите ему животик двумя пальцами приговаривая: Идет коза рогатая! Идет коза богатая! Кто каши не ест, молока не пьет - Забодает, забодает, забодает!

Ухвати игрушку
Подвесьте игрушку на высоте 10-15 см над грудью ребенка слева или справа от него. Побуждайте ребенка захватить игрушку ручкой. Помогайте первое время.

Перевороты
Ребенок лежит на спине. Вы, находясь сбоку от него, показывайте интересную игрушку. Затем "подразните" ребенка игрушкой, поднося ее к руке малыша, но, не давая ухватиться до тех пор, пока он не перевернется на живот. Помогите ему завершить поворот, если это необходимо, и дайте возможность схватить игрушку. В следующий раз заставьте ребенка перевернуться уже в другую сторону.

Поймай ленточку
Держите ленточку вертикально над лежащим на спине ребенком. Если ребенку не удается самостоятельно схватить ее, помогите ему. Когда ленточка окажется в кулаке малыша, осторожно потяните за нее, давая ребенку возможность ощупать гладкую скользящую поверхность. Затем снова предложите ему схватить ленточку, расположив ее уже горизонтально. Для этого малышу нужно будет развернуть ладонь. Аналогичное занятие проводится со шнурком с узелками - ребенок изучает другой вид поверхности.

«Читаем» ладошкой
Возьмите мягкую книжку и проведите ладошкой ребенка по страничке, побуждая ощупывать и исследовать ее. Покажите заодно, как переворачивать "страницы" у книжки.

Тренажер
Натяните в кроватке бельевую веревку, вешайте на нее различные предметы на разном уровне для ощупывания и рассматривания

Качели
Лягте на пол, поднимите ноги, слегка согнув их в коленях, положите ребенка на свои колени, придерживая за ручки. Легонечко покачайте вверх-вниз, освоившись можно также раскачивать вперед-назад и вправо-влево.

Покажем пальчиком
Научите ребенка водить пальчиком по игрушке, показывайте где носик, ротик и т.д.

Поднимаемся на ручках
Положите ребенка на пол. Встаньте сверху, позовите по имени, побуждайте малыша подниматься на ручках, чтобы увидеть Вас.

Читаем с мамой
Есть книжки с вставками из различных материалов. Читайте их ребенку и его ручкой ощупывайте странички. Также подойдет книжки с пищалками и мягкими игрушками.

Игрушка спряталась
Ребенок лежит на животе. На его глазах спрячьте игрушку под платок. Спросите «Где зайчик?». Найдите вместе, стянув платок с игрушки. Постепенно научите малыша стягивать шарф с игрушки. Потом можно будет поменять игрушку.

Ищем курочку
Для игры понадобится игрушка, которую малыш хорошо знает. Определите для нее место, например на полке в шкафу (но так, чтобы ребенок из своего игрового уголка мог ее увидеть). Несколько раз в день спрашивайте: «Где курочка?», подносите к полке и радостно находите: «Вот она!»
Постепенно малыш научится находить взглядом игрушку в ответ на Ваш вопрос. Добавьте следующую игрушку, в другое место.

Танцуем
Весело кружитесь в танце под Вашу любимую музыку.

Слушаем сказки
Пришло время для сказок. Они должны быть добрые, не длинные, музыкальные.

Кто как разговаривает
Возьмите кошечку и собачку. Поиграйте. Поставьте перед ребенком кошку и скажите: «Я кошечка, мяу-мяу». Потом поставьте собачку и другим голосом скажите: «А я собачка, ав-ав-ав». Постепенно добавляйте других животных


от шести до девяти месяцев

Что понадобится:
- Аудиокассеты с музыкой и стихами для малышей
- Заводные механические игрушки (юла, карусель и пр.)
- Грызунки
- Игрушки для ванной
- Игрушка, двигающаяся по полу (стимулирует ползанье)
- Развивающий коврик или центр
- Пупс с подвижными частями тела
- Тряпочный мячик
- Кубики
- Игрушки, одевающиеся на руку
- Тряпичная кукла
- Музыкальные инструменты (металлофон, барабан, литавры, бубен)
- Любимая мягкая игрушка для снов
- Прыгунки (по желанию)
- Телефон игрушечный (лучше музыкальный)
- Фотоальбом для презентаций

Игры в памперсах и не только

Объяснялки
Стимулируйте ребенка разговаривать с Вами. Пусть он покажет жестами и скажет своими словами, чего он хочет: на ручки, кушать, игрушку и т.д.

Постучим!
Давайте ребенку предметы, стук по которым будет разным по звуку: кастрюлю, деревянную миску, поднос, железную банку, толстую книгу и др. Давайте только безопасные предметы! Покажите, какими разными бывают звуки. Поощряйте ребенка стучать по предметам ладошкой, ложкой и т.д. При этом можно делать это под ритмичную музыку или потешки. В дальнейшем можно пытаться стучать в определенном ритме и учить ребенка повторять за Вами.

Гуси гуси га-га-га
Возьмите картинки с изображением животных: гусь, корова, коза и др. На рисунке должно быть крупно нарисовано только одно животное, без дополнительных отвлекающих деталей. Животное должно быть узнаваемо.Подберите к каждой картинке простые стихи. Показывайте малышу картинку и рассказывайте: - это гуси - Гуси говорят га-га-га - гуси гуси га-га-га, есть хотите да-да-да Все слова, в том числе и сами стихи читаются медленно, не торопясь. Постепенно давайте малышу возможность помогать вам, заканчивая строчки.

Ладушки и прочее
Учите малыша выполнять простые движения: хлопать в ладошки, поднимать ручки вверх и просьбы: сядь, дай игрушку, дай ручку.

Бегемотик спрятался
Накройте спинку кроватки пеленкой. Возьмите игрушку (например бегемотика). Положите малыша на животик в кроватке или, если он умеет устойчиво сидеть, посадите его. Спрячьтесь за импровизированной ширмой. Пусть бегемотик то прячется, то показывается, при этом показывайте малышу игрушку все время с одного конца ширмы,. Не забывайте разговаривать с малышом, комментируя ваши действия. Ваш малыш научится ожидать появления игрушки, смотря в одну и ту сторону.

Мой личный телефон
Научите малыша играть с телефоном. Приложите трубку к своему уху и скажите: Алло, алло. Привет! Как поживаешь? Затем приложите трубку к уху ребенка. Играйте так прикладывая трубку поочередно то к своему, то к уху ребенка. Через некоторое время малыш начнет Вас копировать и лопотать в трубку.

Шуршалки
Возьмите разные материалы, которые могут шуршать: целлофан, оберточную бумагу, кальку и др. Лежащему на животе ребенку покажите как он шуршит, немного отодвиньте, стимулируя ползанье. Пусть достанет и пошуршит сам. Как только малыш потянет бумагу в рот, отвлеките его внимание чем-нибудь другим. Можно заворачивать внутрь игрушку и подождать пока малыш ее найдет.
Игра проводится только под присмотром взрослого!

Сопоставляем картинку с игрушкой
Подберите пары игрушка-картинка. Например мячик. Покажите малышу сам мячик, скажите вот у нас мячик, поиграйте с ним, после чего мячик спрячьте и вместо него подложите картинку с мячиком. Спросите его: "где мячик на картинке?". Выдержите паузу и, если малыш не пытается искать игрушку на картинке, поводите пальчиком малыша по картинке, указав на мячик. Спрячьте картинку и покажите вновь игрушку, спросив: "Где мячик?". Играя в эту игру, вы научите малыша соотносить игрушку и картинку с ее изображением. Через 5-6 игр поменяйте картинку и игрушку.

Где зайчик
Вам понадобится любая игрушка, которая нравится ребенку (зайчик, машинка, кукла или др.) Определите для нее место, ребенок должен ее видеть находясь в разных местах комнаты (из кроватки, лежа на полу или будучи у Вас на руках). Поднесите малыша к зайчику, пусть он его потрогает, рассмотрит как следует, не торопите ребенка. Покажите малышу где у зайчика глазки, лапки, ушки, носик и т.д. Возьмите игрушку и дайте ее поиграть ребенку, после чего снова посадите на место. Попросите малыша найти ее, спросив: "Где зайчик?"

Теперь их три
Дайте малышу игрушку. Как только он схватит ее, дайте ему другую игрушку, в другую руку. Когда он сможет удержать по игрушке в каждой руке, предложите ему третью игрушку. Сначала малыш будет пытаться схватить ее, не выпуская двух других. Но вскоре он догадается, что нужно выпустить из рук одну из игрушек, чтобы взять другую.

Картинная галерея
Повесьте на стены фотографии и картинки так, чтобы когда Вы подходите к ним с ребенком на руках, они были на уровне его глаз. Показывая ребенку картины называйте их просто и односложно, например: это кошка, она любит молоко. Это мама, мама смеется. И т.д. Когда ребенок начнет узнавать то, что нарисовано, усложняйте рассказ, например: это кошка, она любит молоко, у нее пушистая шерстка, она ловит мышей.

Танцульки
Начинаем играть в ролевые игры. Возьмите игрушку, например мишку, включите веселую музыку и пусть мишка танцует и подпевает. Потом спросите ребенка: тебе понравилось как мишка танцует? Хороший мишка! Погладьте мишку. Повторяйте игру время от времени.

Веревочки
Дети этого возраста очень любят играть с различными веревочками, тесемочками, ленточками. Предоставьте малышу такую возможность.
Игра требует присутствия взрослого!

Сюрприз
Заверните мяч или игрушку в бумагу (папирусную, типа фольги, оберточную, газетную). Покажите крохе получившийся кулек и спросите: « Как ты думаешь, что там внутри?». Отдайте его ребенку, пускай он развернет игрушку. Это очень трудно для такого маленького ребенка, и он окажется полностью захвачен этим процессом. Возможно, шорох бумаги может взволновать его сильнее, чем сама игрушка. Затем возьмите игрушку, которую ваш малыш уже развернул, и заверните ее снова, но уже в другой вид бумаги, причем у него на глазах. Пусть он опять развернет эту игрушку.
Игра требует присутствия взрослого!

Дерни за веревочку
Возьмите звенящую игрушку и обвяжите вокруг нее ленту длиной 1-1,5м, ко второму концу ленты привяжите кольцо. Положите малыша на живот, кольцо рядом с ребенком, а игрушку поставьте на расстоянии метра от него. Привлекайте внимание малыша к кольцу и побуждайте дернуть за него. Привязанная к кольцу игрушка начнет двигаться и звенеть. Если кроха не может понять, откуда раздался звук, то просто привлеките его внимание к игрушке и сами подергайте за кольцо. Эту игру лучше всего проводить на полу, тогда малыш обязательно постарается подползти к кольцу, а затем и к игрушке.

Шарик с водой
Наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Покажите малышу, как меняется форма шарика, когда вы сжимаете и раскачиваете его, и пусть он проделает то же самое. Он скоро обнаружит, что шарик подпрыгивает, если его бросают, и качается, если его вертят.
Игра требует присутствия взрослого! Помните: если ребенок возьмет его в рот, разорвавшийся шарик может принести вред.

Игра со звуками
Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяя ложкой по каждой из них, вы услышите разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и через некоторое время присоединится к игре.

Покачайте малыша на ноге
Сядьте на удобный стул и покачайте ребенка. Положите ногу на ногу и посадите малыша себе на лодыжку. Возьмите его за руки или поддерживайте за локти. Покачивайте ногой и пойте песенку, меняя темп исполнения. Соответственно этому качайте ребенка: то медленно, то быстро.

Прятки
Спрячьте игрушку на глазах ребенка под платок. Спросите: где курочка? Куда она спряталась? Давай ее поищем! Поищите и радостно найдите сказав: Вот курочка, она нашлась! Поищите так несколько раз, пока малыш не поймет сути игры и не начнет находить игрушку сам. Затем усложняем: прячем игрушку пока ребенок не видит.

Играем в мячик
Научите кроху играть с одним мячиком: покатайте мячик по полу, толкните его, потом догоните, и снова толкните. Объясните малышу, что вы делаете: «Смотри, как здорово мячик покатился! А ну-ка догони его! Ой, он снова от нас убегает!»

Много - пусто
Возьмите коробку или ведерко, сложите туда несколько игрушек. Покажите и скажите ему, что игрушек много. Затем помогайте малышу их доставать по одной, комментируйте что именно вы достали. Когда игрушек больше не останется, переверните коробку или ведерко и скажите: Все! Больше ничего нет! Затем соберите игрушки обратно.

Спрятавшаяся игрушка
Возьмите чистую картонную коробку, вырежьте отверстия с двух противоположных сторон. Проденьте через коробку ленточку с привязанной игрушкой. Прячьте и находите игрушку. Учите ребенка дергать за ленту, чтобы достать игрушку. Кубики. Положите в коробку 4–5 кубиков, подвиньте ее к ребенку. Покажите ему, что их можно перекладывать из руки в руку, стучать одним кубиком о другой, складывать их в коробку и доставать из нее. Комментируйте свои действия и побуждайте ребенка подражать вам. Дайте ему самому поиграть с кубиками. В следующий раз покажите, как можно построить небольшую башню. Если кроха испытывает затруднение в этом, то возьмите его руку в свою и помогите ему. Самостоятельно строить башни из 2-х и более кубиком дети начинают ближе к году.

Если ребенок научился ползать
Соорудите перед ребенком забавную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разной ткани. Пусть малыш попробует перебраться через них.

Прощаемся
Каждый раз, выходя ненадолго из комнаты, не забывайте на прощание помахать малышу рукой. Это подготовит ребенка к вашему длительному отсутствию. Позже помогите малышу помахать ручкой папе, бабушке и игрушке.

В ванне
Когда малыш начнет уверенно сидеть, лучше наливать воды до подмышек сидящего ребенка и класть на дно ванной резиновый коврик, чтобы ребенок мог переворачиваться, ползать в воде, плавать и играть с игрушками сидя.

Альбомы тематические
Возьмите фотоальбом со страницами формата А4, распечатайте или нарисуйте (можно вырезать из книг) картинки по темам: животные, природа, игрушки, цвета и т.д. В одном альбоме размещаются картинки на одну тему. В этом возрасте не более пяти штук. Начните с показа один раз в день, когда у ребенка хорошее настроение. Медленно перелистывайте страницы, сопровождая свои слова простыми объяснениями: Это кошка. Она любит молоко. Это корова. Она ест траву. и т.д. Через несколько дней начните заменять по одной картинке, постепенно изменив всю подборку. Показывайте альбомы несколько раз в день на разные темы. Обратите внимание на то, интересно ли это ребенку.

от девяти до двенадцати месяцев
Что понадобится:
- Аудиокассеты с музыкой, стихами и сказками для малышей
- Активный центр
- Книжки-картинки с плотными страницами, в том числе маленькие
- Развивающая мягкая книжка
- Качели
- Ходунки (по желанию)
- Игрушки и книжки для ванной
- Заводные механические игрушки
- Лошадка или подобная игрушка, на которой можно сидеть
- Коробочки и баночки с крышками
- Игрушки, одевающиеся на руку
- Кукла тряпичная
- Телефон игрушечный
- Машинка или игрушка на веревочке
- Игрушка, которую можно толкать перед собой
- Музыкальные инструменты
- Пирамидка с крупными кольцами и толстым стержнем
- Набор игрушечной посуды
- Стаканчики, вставляющиеся один в другой
- Большие кубики - строить башенки
- Фигурки животных среднего размера
- Корзинка, сумочка
- Фотоальбом для презентаций

Игры и упражнения для малышей

Чашка и ложка
Учите малыша пользоваться чашкой и ложкой. Наливайте в кружку воды на донышко, чтобы малыш мог удержать чашку. Первоначально кладите в ложку немного еды и помогайте ребенку поднести ложку ко рту. Поощряйте желание ребенка есть самостоятельно.

Лошадка скачет
Посадите ребенка рядом с собой, возьмите игрушечную лошадку. Привлеките внимание малыша к игрушке, погладьте лошадку, покажите какой у нее хвост, где глазки. Затем пусть лошадка "скачет".

Машинка
Возьмите машинку с кузовом и покажите как можно ею поиграть. Предложите малышу посадить в кузов куклу (мишку) и покатать ее. Расскажите и покажите где у машины колеса, фары, руль, где сидит водитель. Затем можно привязать к машине веревочку и научит малыша катать машинку за веревочку. Покажите как играть, поиграйте немного вместе, затем пусть малыш играет сам.

Катаем с горки
Соорудите небольшую горку. Покажите малышу как с горки катится мячик, съезжает машинка. Пусть малыш сам попробует скатить с горки мячик и машинку. Через несколько дней покажите что не все предметы скатываются с горки (брусочек, кубик). Объясните почему. Посмотрите что еще может катиться с горки.

Тоннель
Сделайте из картонных коробок тоннель. Возьмите машинку и прокатите ее по тоннелю. Проделайте это несколько раз, затем предложите малышу самостоятельно сделать то же самое.

Коробочка с сюрпризом
Заведите коробку небольшого размера, в которую Вы будете складывать различные ненужные мелочи (шуршащие фантики от конфет, пластиковые баночки от еды, бирочки от одежды, крышечки от детского питания и т.п.) Положите перед ребенком коробку. Пусть он рассмотрит содержимое и сам решит, что с ним делать. Не вмешивайтесь, если его действия безопасны. Через несколько дней поменяйте содержимое коробки.

Догоню-догоню
Встаньте на четвереньки и спрячьтесь под столом, затем медленно "убегайте" от малыша стимулируя его Вас догонять. Можно спрятаться за дверью и выглядывая оттуда призывать малыша Вас поймать. Догоняйте друг друга по очереди.
Прятки
Учите малыша искать спрятанную вещь. Он уже хорошо знает как может выглядеть конкретная игрушка. Сначала прячьте так, чтобы малыш видел - куда вы прячете (в коробку, под стол), затем спросите "где?". Первое время ищите вместе, комментирую свои действия, постепенно ребенок научится находить игрушку сам.

Лазалки
Поставьте перед ребенком препятствие в виде подушки или чемодана, помогите малышу влезть на него, а затем подстрахуйте, когда он будет слезать. Постепенно он научится сам преодолевать подобные препятствия.

Игры с мячом
Учите малыша бросать мяч. Поставьте ребенка перед собой, дайте ему мячик, а затем вместе с ребенком бросьте мяч на пол. Обязательно похвалите малыша. Сначала просите, чтобы малыш просто бросал мяч, а потом бросал его Вам. Учите малыша катать мяч ручками от себя. Возьмите его ручки в свои и покажите, как можно толкать мяч сначала двумя руками, а потом одной. Можно толкать мяч к стене и он будет катиться обратно. Катайте сами мяч к малышу. Хвалите малыша и радуйтесь его успехам. Важно, чтобы ребенок не боялся мяча.

Повторюшки
Когда малыш научится ходить покажите ему как ходит большой косолапый медведь, утка, лягушка. Попросите малыша повторить движения.

Матрешка
Возьмите матрешку. Откройте ее и достаньте из нее меньшую матрешечку. Поставьте их рядом. Затем возьмите маленькую матрешку и спрячьте ее в большую. Потом предоставьте малышу действовать самостоятельно. Обязательно хвалите ребенка.

Пирамидка
Покажите малышу собранную пирамидку. На глазах у ребенка снимите все кольца с пирамидки, сопровождайте свои действия словами: "была пирамидка, мы сняли все колечки - нет пирамидки, сейчас будем кольца одевать обратно и опять соберем пирамидку". Несколько раз покажите малышу как надо снимать и одевать кольца, затем предоставьте ему действовать самостоятельно.

Моем куклу
Во время купания называйте части тела, которые Вы моете ребенку. Однажды возьмите в ванну пупса-голыша. Предложите ребенку его помыть. Мойте вместе ручки, ножки, животик, называя части тела, затем вытрите пупса полотенцем. Учите также ребенка кормить пупса, укладывать его спать.

Рисуем
Прикрепите скотчем на стол лист бумаги. Вложите ребенку в ручку карандаш. Взяв ручку ребенка в свою проведите карандашом по листу бумаги и обратите внимание малыша на то, что получилось. Нарисуйте "вместе" несколько линий, затем предоставьте ребенку самому проводить линии.
Грабли
Дайте малышу в руки грабли. Покажите как ими можно действовать. Положите перед ним на столе несколько игрушек так, чтобы он не мог их достать руками. Посадите малыша за стол и взяв его ручку в свою, покажите, как можно достать игрушку с помощью граблей.

Юный строитель
Учите малыша ставить кубики один на другой. Пусть сначала взрослый строит башни и домики, а ребенок ломает. Не ругайте его аза это. Для него пока ломать интереснее, чем строить.

Найди пару
Возьмите несколько пар носочков или подушечек. Необходимо, чтобы они отличались по цвету и фактуре. Выберите один из кучи и попросите малыша найти такой же, описывайте тот, который держите в руках и то, который Вам дает ребенок. Найдите такой же вместе.

Показываем сказку
Возьмите фигурки персонажей сказки, например курочки рябы. Рассказывая ребенку сказку, ставьте перед ним фигурки бабы, деда, курочки, мышки. Многократно повторяйте историю. Потом можно будет задавать вопросы: "как баба плачет", "что разбилось" и т.д.

Лепим из теста
Если Вы печете пирожки, Вы можете дать ребенку кусочек теста. Покажите как скатать колбаску, колобок. Следите, чтобы ребенок не брал тесто в рот и не разбрасывал его. Если все же он тянет тесто в рот, значит Вам еще рано играть в эту игру, отложите ее на время.

Ассоциации
Во время прогулки покажите малышу живую собачку на улице. Скажите: "это собачка, ав-ав". Затем покажите игрушечную собачку. Скажите: "ав-ав, это тоже собачка". Затем покажите нарисованную в книжке собачку, скажите: "это ав-ав, собачка". Также знакомьте ребенка с другими предметами и животными.

Занятия с картинками
Возьмите картинку с изображением одного предмета или животного. Поговорите о том, что изображено. "Смотри вот зайка. Где у него ушки? Где хвостик? Зайка ест морковку. Хрум-хрум-хрум. Зайка сидит и т.д." Потом попросите малыша показать где у зайки ушки. Берите разные картинки с предметами, знакомыми малышу. Затем возьмите две картинки с одним и тем же животным, например на одной картинке лошадка спит, на другой ест. Спросите: "где лошадка? покажи где лошадка кушает? Где лошадка спит?" Помогайте малышу, объясняя что нарисовано на картинке.

Коробочка с картинками
Возьмите небольшую коробочку в которую сложите картинки с известными малышу изображениями. Подберите простой стишок к каждой картинке с договариваемыми слогами. Доставая картинку проговаривайте стихотворение. Постепенно делайте паузы, когда надо произносить слоги, малыш будет вам помогать. Впоследствии эту игру можно будет усложнять позволяю малышу договаривать последние слова в строчках, строчки и наконец само стихотворение целиком.
Например:
ворон: сидит ворон на дубу он играет во трубу ду-ду-ду ду-ду-ду
гусь: гуси гуси га-га-га, есть хотите да-да-да
курица : червячка найти легко ко-ко-ко ко-ко-ко
лягушка: сидит лягушка у пруда и громко квакает ква-ква и т.д.

Принеси игрушку
Положите недалеко от ребенка две хорошо знакомых ему игрушки. Попросите принести Вам одну из них, назвав ее: "принеси мне машинку